Япония 2015 тропами Севера
Nov. 16th, 2017 12:16![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
высоки дикие травы
только коршун кричит
над могилой Сидзуки
Раз оно пошло настолько вразнобой, есть повод сказать о Хираидзуми.
Я уже не помню, по какой исходно причине нас черт понес в эту дикую северную глушь - но могила Бэнкэя! но храмы! но мавзолей Фудзивар! но мацури с пусканием письма щастья по ручейку! (на которое никто, ессно, не попал, потому что разорваться невозможно, если у тебя в Сэндае наклевывается служба по Масамунэ и Бусё-тай) - дальше википедия кончилась и началась сэнсэ с песнями про деревянную архитектуру. В общем, на сочетание Датэ-исходных и Минамото-любимых мы попались окончательно и бесповоротно и пошли качать карты в планшет.
Про саму Хираидзуми я еще спою, а пока вот вам немного праха Минамот, забежавших так далеко, но все же кончившихся, в ленту. Или не кончившихся, а благополучно добравшихся до Хоккайдо, но это дело такое
Могила Бэнкэя


Могила Сидзуки с ребенком
несмотря на название, могила не Сидзукина, ребенок аналогично - на Север Ёсицунэ сопровождала другая жена


Так называемый Бэнкэй-до - храм, посвященный Бэнкэю

тут на фотографии кажет личико оберегаемый Бэнкэем Ёсицунэ, сам Бэнкэй под катом))
надо будет попытать Гарину-сэнсэ на предмет причины отсутствия зеленой полосы на буддийском флаге

когда отцветет последний ирис,
кто будет хранить твой покой
танцовщица Сидзука?
Северная Пальмира
Хираидзуми, о которой я уже пела в посте про Минамотово прошлое, славна не только похоронными местами. Кроме могилы Сидзуки (которая на самом деле совсем не Сидзукина, а очень даже какой-то другой Ёсицуновой дамы сердца - потому что Сидзука как раз осталась в Киото рожать, а потом пела и плясала в Камакуре перед сегуном и Масако), в Северной Фудзиваровской столице есть два храмовых комплекса, возраст которых практически 1200 лет. Вот про храмы я и спою.
Фудзивара Киёхира был сыном Цунэкиё, аристократа из Муцу. Папенька его восстал против Минамото Ёриёси, но проиграл и закончился политически и физически. Мать же вышла замуж повторно за Киёхара Такэсада, старшего сына вражеского полководца. Сына "инкорпорировали" в новую семью - но очень неудачно: конфликт следовал за конфликтом, пока в войне Госаннэн Киёхира не потерял жену и ребенка.
Как старший из выживших представителей мужского пола в конце войны в 1087-м он вернул себе отцовскую фамилию и возглавил Окуроку-гун (префектура Иватэ практически в ее современных границах). После чего им было сделано два политически очень правильных действия: с одной стороны, Киёхира начал углублять взаимоотношения с киотосским Двором и Фудзиварами, постоянно напоминая им о том, что он - легитимный представитель Фудзивар на Севере, с другой - перенес свою резиденцию из Тоёта в Эсаси (нынешний город Осю) в будущую Хираидзуми, закладывая основы своей независимости от Киото.
Хираидзуми была расположена идеально - и за пограничной рекой, за которой официально заканчивалась власть Хэйана (т.е. Киёхира становился как бы сам себе царем), и в окружении гор, что давало возможность долго держать оборону. Плюс Осю-кайдо - основная дорога, по которой можно было удобно везти все необходимое туда и обратно, и которую, при нужде, можно было точно также удобно перекрыть.
Переехав на новое место, Киёхира занялся культурной деятельностью, догоняя и перегоняя. Первым делом он дал денег на расширение комплекса Тюсондзи, который стоял там с 850 года, с того момента, как в эти места занесло высокопоставленного монаха из Энрякудзи и он основал сразу два храма: собственно Тюсондзи и Моцуудзи, второе нынешнее ЮНЕСКОвское мировое наследие. Тюсондзи планировался как храм (читаем "храм" - понимаем "комплекс храмов"), где поминались бы все, погибшие в междоусобицах, независимо от занимаемой стороны. Там же, в Тюсондзи, Киёхира запланировал и собственный мавзолей - Золотой зал Кондзики-до, типичный амидаистский павильон 5х5, с традиционной троицей Амитабха-Сэйси-Каннон, но с нетрадиционным исполнением в натуральном золоте. В 1124-м Кондзики-до был готов.
Сам Кондзики-до - крошечный павильончик, он находится внутри большой храмовой коробки. Коробка новая, так как в 60-тых годах прошлого века Кондзики-до перенесли, испугавшись, что он может сгореть. Старое здание осталось стоять отдельно, ему более 800 лет.
В Кондзики-до запрещено снимать, поэтому самого его не будет.
Дальнейшее культурное развитие и процветание Фудзиваровского Севера связано с сыном Киёхиры, Мотохирой, и уже со вторым храмовым комплексом - Моцуудзи, который так разросся под милостями первого, что в 12-м веке состоял из 40 храмов и более чем 500 келий. Но в 1226 монастырь сгорел, и больше никто не пытался его отстроить. Сейчас от него остался фактически один пруд, символизирующий Рай Чистой Земли, и сад. В него мы не попали, так как задержались на могиле Сидзуки и рысью неслись на станцию. Вид сквозь дыры в заборе плохо давал почувствовать былое величие, зато неплохо демонстрировал современные лодочки с драконьими головами. После Тюсондзи как-то не сильно впечатляло, если честно.
Кончилось фудзиварствование очень печально. Внук Киёхиры строго следовал заветам деда и пригрел Ёсицунэ, оказывая ему всяческую поддержку, но уже его сын Ясухира струсил и сдал беглецов с потрохами. Потрохи, посланные сегуну в бочке с сакэ, Ясухире не помогли - Ёритомо уничтожил и Северную вольницу, и самого Ясухира.
Так на Севере кончилась история одних Фудзивар и началась - других, потому что человеком, посланным отжимать край Осю у законных владельцев, был ни кто иной, как Иса Томомунэ, предок Масамунэ, претендующий на родство с Фудзивара Уоной. Иса, будучи исходно из одноименного удела Иса-гун в Хитати, получил от сегуна новую землю и стал называться уже по ней - Датэ (Идатэ). В 14 веке его потомки значительно расширили свою территорию, и в 15-м уже были одним из самых влиятельных кланов на Севере.
В период Сэнгоку мытарства Хираидзуми и ее храмов начались снова. Хидэёси, победив Ходзё в Одаваре, обратил свой загребущий взгляд на север. В поле зрения падкой на золото Обезьяны оказались серебряные изваяния будд в Тюсондзи и сутры, которые скопом (более 4000 экземпляров) вывезли в замок Фусими. Теперь их можно лицезреть, например, в Кансиндзи на горе Коя.
В Эдо Хираидзуми стала территорией Датэ-хан. Судьба Тюсондзи снова изменилась - его стали опекать на самом высоком уровне: храмы отстроили - в 1617-м и 1632-м Масамунэ самолично инспектировал землю на предмет того, где строить гостевые дома, а в 1624-м отдал приказ о реконструкции Кондзики-до, - криптомерии высадили рядком. Криптомерии сохранились до сих пор, ты идешь через них все время, пока подымаешься к Кондзики-до. А так как Датэ весьма любил представления Но, то для сего богоугодного дела в Тюсондзи (уже в синтоистской его части при Хакусан-дзиндзя) построили сцену, чтоб проводить ритуалы так называемого Годзиндзи Но, то есть Но при Храме. В это время Тюсондзи находился под прямым подчинением Уэновского Тоэйдзан Канэйдзи.
Масамунины потомки тоже не обделяли своим вниманием Тюсондзи - при второмхокагэ Датэ закончили восстановление Золотого зала, при третьем - занимались реконструкцией Хакусан-дзиндзя, четвертый построил Ёсицунэ-до в 1683-м и окончательно довел до ума Кондзики-до, проведя раскопки и воздав почести трем поколениями похороненных там Фудзивар. Пятый построил новое хранилище для сутр и храм Бэндзайтэн, восстановил сгоревшую было сцену Но. Именно четвертого и пятого Датэ монахи Тюсондзи и Моцуудзи чтут как своих покровителей, не давших разворовать сокровища храмов. Цунамуру даже называют 中世の英主 - Великим правителем из Средних веков.
Еще один культурный пласт, фактически не поднятый нами в этой поездке, связан с путешествиями на Север всяких разных хайдзинов, начиная с Басё. По всей Хираидзуми стоят каменные глыбы с высеченными на них хайку знаменитых поэтов. Басё отметился два раза, Ямагути Сэйсон и Эндо Гоицу - по одному. В Тюсондзи также стоит и камень с танка Сайго Хоси и просто со стихами Кэндзи Миядзавы, а также статуя самого Басё.
В Моцуудзи стоит та самая хайку Басё про высокие травы, которые одни и растут там, где спят воины:
夏草や 兵 どもが 夢の跡
http://www.library.pref.iwate.jp/ex/hiraizumi/worldheritage03.html
http://www.chusonji.or.jp/guide/history/datehan.html

Просто Хираидзуми





неидентифицированный храм по дороге

Такадатэ - холм, на котором находится Ёсицунэ-до (который нифига нигде так не обозначен и который мы из-за этого тупо потеряли, аы!)

Масамунины криптомерии

Хатиман-до

Рядом с Бэнкэй-до


Якуси-до


Сутрахранилище

Кондзики-до:
новый корпус

старый каркас им Мацуо Басё с ним

на камне хайку про то, что даже дожди пятой луны не могут смыть сияния Золотого Храма:
五月雨の 降 残してや 光堂

Вид на Сяка-до


Бэнтэн-до

Старая колокольня

Дайнити-до

Тэмманговское святилище. Вроде даже притащено из самого Киото


Фудо-до

Каннон-до

Еще один Якуси-до. Этот - для глаз и защиты домашних животных

Хондо (основной зал) и колокольня



Амида-до (сбоку видна историческая колокольня)

только коршун кричит
над могилой Сидзуки
Раз оно пошло настолько вразнобой, есть повод сказать о Хираидзуми.
Я уже не помню, по какой исходно причине нас черт понес в эту дикую северную глушь - но могила Бэнкэя! но храмы! но мавзолей Фудзивар! но мацури с пусканием письма щастья по ручейку! (на которое никто, ессно, не попал, потому что разорваться невозможно, если у тебя в Сэндае наклевывается служба по Масамунэ и Бусё-тай) - дальше википедия кончилась и началась сэнсэ с песнями про деревянную архитектуру. В общем, на сочетание Датэ-исходных и Минамото-любимых мы попались окончательно и бесповоротно и пошли качать карты в планшет.
Про саму Хираидзуми я еще спою, а пока вот вам немного праха Минамот, забежавших так далеко, но все же кончившихся, в ленту. Или не кончившихся, а благополучно добравшихся до Хоккайдо, но это дело такое
Могила Бэнкэя


Могила Сидзуки с ребенком
несмотря на название, могила не Сидзукина, ребенок аналогично - на Север Ёсицунэ сопровождала другая жена



Так называемый Бэнкэй-до - храм, посвященный Бэнкэю

тут на фотографии кажет личико оберегаемый Бэнкэем Ёсицунэ, сам Бэнкэй под катом))
надо будет попытать Гарину-сэнсэ на предмет причины отсутствия зеленой полосы на буддийском флаге





когда отцветет последний ирис,
кто будет хранить твой покой
танцовщица Сидзука?
Северная Пальмира
Хираидзуми, о которой я уже пела в посте про Минамотово прошлое, славна не только похоронными местами. Кроме могилы Сидзуки (которая на самом деле совсем не Сидзукина, а очень даже какой-то другой Ёсицуновой дамы сердца - потому что Сидзука как раз осталась в Киото рожать, а потом пела и плясала в Камакуре перед сегуном и Масако), в Северной Фудзиваровской столице есть два храмовых комплекса, возраст которых практически 1200 лет. Вот про храмы я и спою.
Фудзивара Киёхира был сыном Цунэкиё, аристократа из Муцу. Папенька его восстал против Минамото Ёриёси, но проиграл и закончился политически и физически. Мать же вышла замуж повторно за Киёхара Такэсада, старшего сына вражеского полководца. Сына "инкорпорировали" в новую семью - но очень неудачно: конфликт следовал за конфликтом, пока в войне Госаннэн Киёхира не потерял жену и ребенка.
Как старший из выживших представителей мужского пола в конце войны в 1087-м он вернул себе отцовскую фамилию и возглавил Окуроку-гун (префектура Иватэ практически в ее современных границах). После чего им было сделано два политически очень правильных действия: с одной стороны, Киёхира начал углублять взаимоотношения с киотосским Двором и Фудзиварами, постоянно напоминая им о том, что он - легитимный представитель Фудзивар на Севере, с другой - перенес свою резиденцию из Тоёта в Эсаси (нынешний город Осю) в будущую Хираидзуми, закладывая основы своей независимости от Киото.
Хираидзуми была расположена идеально - и за пограничной рекой, за которой официально заканчивалась власть Хэйана (т.е. Киёхира становился как бы сам себе царем), и в окружении гор, что давало возможность долго держать оборону. Плюс Осю-кайдо - основная дорога, по которой можно было удобно везти все необходимое туда и обратно, и которую, при нужде, можно было точно также удобно перекрыть.
Переехав на новое место, Киёхира занялся культурной деятельностью, догоняя и перегоняя. Первым делом он дал денег на расширение комплекса Тюсондзи, который стоял там с 850 года, с того момента, как в эти места занесло высокопоставленного монаха из Энрякудзи и он основал сразу два храма: собственно Тюсондзи и Моцуудзи, второе нынешнее ЮНЕСКОвское мировое наследие. Тюсондзи планировался как храм (читаем "храм" - понимаем "комплекс храмов"), где поминались бы все, погибшие в междоусобицах, независимо от занимаемой стороны. Там же, в Тюсондзи, Киёхира запланировал и собственный мавзолей - Золотой зал Кондзики-до, типичный амидаистский павильон 5х5, с традиционной троицей Амитабха-Сэйси-Каннон, но с нетрадиционным исполнением в натуральном золоте. В 1124-м Кондзики-до был готов.
Сам Кондзики-до - крошечный павильончик, он находится внутри большой храмовой коробки. Коробка новая, так как в 60-тых годах прошлого века Кондзики-до перенесли, испугавшись, что он может сгореть. Старое здание осталось стоять отдельно, ему более 800 лет.
В Кондзики-до запрещено снимать, поэтому самого его не будет.
Дальнейшее культурное развитие и процветание Фудзиваровского Севера связано с сыном Киёхиры, Мотохирой, и уже со вторым храмовым комплексом - Моцуудзи, который так разросся под милостями первого, что в 12-м веке состоял из 40 храмов и более чем 500 келий. Но в 1226 монастырь сгорел, и больше никто не пытался его отстроить. Сейчас от него остался фактически один пруд, символизирующий Рай Чистой Земли, и сад. В него мы не попали, так как задержались на могиле Сидзуки и рысью неслись на станцию. Вид сквозь дыры в заборе плохо давал почувствовать былое величие, зато неплохо демонстрировал современные лодочки с драконьими головами. После Тюсондзи как-то не сильно впечатляло, если честно.
Кончилось фудзиварствование очень печально. Внук Киёхиры строго следовал заветам деда и пригрел Ёсицунэ, оказывая ему всяческую поддержку, но уже его сын Ясухира струсил и сдал беглецов с потрохами. Потрохи, посланные сегуну в бочке с сакэ, Ясухире не помогли - Ёритомо уничтожил и Северную вольницу, и самого Ясухира.
Так на Севере кончилась история одних Фудзивар и началась - других, потому что человеком, посланным отжимать край Осю у законных владельцев, был ни кто иной, как Иса Томомунэ, предок Масамунэ, претендующий на родство с Фудзивара Уоной. Иса, будучи исходно из одноименного удела Иса-гун в Хитати, получил от сегуна новую землю и стал называться уже по ней - Датэ (Идатэ). В 14 веке его потомки значительно расширили свою территорию, и в 15-м уже были одним из самых влиятельных кланов на Севере.
В период Сэнгоку мытарства Хираидзуми и ее храмов начались снова. Хидэёси, победив Ходзё в Одаваре, обратил свой загребущий взгляд на север. В поле зрения падкой на золото Обезьяны оказались серебряные изваяния будд в Тюсондзи и сутры, которые скопом (более 4000 экземпляров) вывезли в замок Фусими. Теперь их можно лицезреть, например, в Кансиндзи на горе Коя.
В Эдо Хираидзуми стала территорией Датэ-хан. Судьба Тюсондзи снова изменилась - его стали опекать на самом высоком уровне: храмы отстроили - в 1617-м и 1632-м Масамунэ самолично инспектировал землю на предмет того, где строить гостевые дома, а в 1624-м отдал приказ о реконструкции Кондзики-до, - криптомерии высадили рядком. Криптомерии сохранились до сих пор, ты идешь через них все время, пока подымаешься к Кондзики-до. А так как Датэ весьма любил представления Но, то для сего богоугодного дела в Тюсондзи (уже в синтоистской его части при Хакусан-дзиндзя) построили сцену, чтоб проводить ритуалы так называемого Годзиндзи Но, то есть Но при Храме. В это время Тюсондзи находился под прямым подчинением Уэновского Тоэйдзан Канэйдзи.
Масамунины потомки тоже не обделяли своим вниманием Тюсондзи - при втором
Еще один культурный пласт, фактически не поднятый нами в этой поездке, связан с путешествиями на Север всяких разных хайдзинов, начиная с Басё. По всей Хираидзуми стоят каменные глыбы с высеченными на них хайку знаменитых поэтов. Басё отметился два раза, Ямагути Сэйсон и Эндо Гоицу - по одному. В Тюсондзи также стоит и камень с танка Сайго Хоси и просто со стихами Кэндзи Миядзавы, а также статуя самого Басё.
В Моцуудзи стоит та самая хайку Басё про высокие травы, которые одни и растут там, где спят воины:
夏草や 兵 どもが 夢の跡
http://www.library.pref.iwate.jp/ex/hiraizumi/worldheritage03.html
http://www.chusonji.or.jp/guide/history/datehan.html

Просто Хираидзуми





неидентифицированный храм по дороге

Такадатэ - холм, на котором находится Ёсицунэ-до (который нифига нигде так не обозначен и который мы из-за этого тупо потеряли, аы!)

Масамунины криптомерии

Хатиман-до

Рядом с Бэнкэй-до


Якуси-до


Сутрахранилище

Кондзики-до:
новый корпус

старый каркас им Мацуо Басё с ним

на камне хайку про то, что даже дожди пятой луны не могут смыть сияния Золотого Храма:
五月雨の 降 残してや 光堂





Вид на Сяка-до


Бэнтэн-до

Старая колокольня

Дайнити-до

Тэмманговское святилище. Вроде даже притащено из самого Киото


Фудо-до

Каннон-до

Еще один Якуси-до. Этот - для глаз и защиты домашних животных

Хондо (основной зал) и колокольня



Амида-до (сбоку видна историческая колокольня)
